Как работать над выученным произведением, чтобы не «заиграть» его?

24 августа, 2023

Многим музыкантам-исполнителям знакомо то чувство, когда произведение уже выучено, многократно отрепетировано и «обыграно» целиком, показано всем, кто хотел его услышать (а также – тем, кто вовсе к этому не стремился), а экзамен (конкурс, «главное выступление») всё ещё впереди…

И начинается эмоциональный/интеллектуальный «откат», – всё, что нравилось тебе в этой музыке, уже надоело, слух «замылился», глаз ищет чего-то новенького, ибо «старенькое приелось», голова отключается (вернее, переключается на что-то ещё), вот уже и наизусть стало забываться там, где никогда не сбивался, и пальцы разучились играть ровно, путаются и соскальзывают со «знакомого пути».

Было такое? Думаем, случалось у многих, а если кого не коснулось, так у того ученики были, – способные, подающие надежды, но вдруг (ни с того, ни с сего, на первый взгляд) разочаровавшиеся в занятиях музыкой и решившие это дело «бросить». Разочарование происходит от «неполучаемости», – перестало получаться и начало вызывать безрадостные эмоции. А музыка, по сути своей, должна приносить радость!

Главное – не паниковать. Человек, по сути, – аккумулятор эмоций! Мы не можем постоянно «отдавать», не накапливая.

Простые советы для накопления радостных эмоций:?
1. Общение с природой, прогулки
2. Медитация
3. Физические упражнения
4. Полноценный сон и отдых
5. Чтение книг
6. Просмотр фильмов

А пока эмоции «копятся», заняться на досуге «чисткой текста» твоей «неполучающейся» музыки. Совсем не заниматься нельзя, руки не должны отвыкать от инструмента!

Как работать над выученным произведением:

1. Без излишних скоростей (т.е. в удобном темпе) «прорабатывать» отдельные фрагменты, ставя определённые задачи.
Для пианиста – вычленять отдельные голоса, либо только мелодическую линию / сопровождение / линию баса, услышать заново («протереть запотевшее стекло») – каким образом строится фраза, где её наивысшая точка, смысловая кульминация, продумать – насколько «выразительно» будет сыгран тот или иной эпизод по силе динамики и как это будет сочетаться со стилем и жанром исполняемого и т.д.
Для струнника или духовика – почистить интонацию, продумать выразительность скачков, пластику, удобство звукоизвлечения

2. Находите (вспоминайте) оригинальные приёмы – поучить ровные линии шестнадцатых пунктирным ритмом (только именно пунктирным, а не триольным!), а потом – «обратным» пунктиром («опорный» звук станет коротким, а тот, что был на «слабом» времени – длинным, это трудно, но полезно для обретения ровности), поучить с акцентами на разные по счёту нотки в группе (только на 2-ю, или только на 4-ю – сложнее всего)

3. Можно поучить всё на pianissimo. Это непросто. Проверьте себя (сделайте запись на смарфон и послушайте, придерживаетесь ли вы полного «шелеста» и «шёпота» или всё-таки вас «несёт» на кульминацию как неумолимый прибой – корабль Одиссея на острые скалы?).
Этот метод очень хорошо себя проявляет в качестве «лакмусовой бумажки» лишних движений / зажимов.

4. Работая над технической стороной дела, можно и для слуха задачки находить – поискать оркестровые тембры в звучании твоего инструмента! «А сыграю-ка я эту мелодию как на скрипке / трубе / губной гармошке!». Да и образ себе нарисовать чисто зрительно, словами описать его, картинку выпуклую придумать, – чтоб как в кино получилось, под вашу музыку снятом!

В общем, пока мы с вами всё это проделывали, слух наш вновь обострился, взгляд стал ясен и твёрд, а музыка-то, – музыка из-под пальцев совсем иначе летит, вдохновенно и с эмоцией! А всё потому, что не погнушались «чёрную работу» проделать по «разыгрыванию заигранного», «раскручиванию закрученного», «развязыванию завязавшегося» и прочим подобным направлениям. И помним: не Боги горшки обжигают, глаза боятся, а руки делают, ну и дальше каждый, знающий народную мудрость, может дополнить самостоятельно!

Елена Гарибова

Елена Гарибова

Эксперт, член жюри Музыкантофф

Доцент кафедры музыкального искусства ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств», руководитель экспериментальной площадки института.